Антибиотикорезистентные бактерии нашли даже в глухих лесах. Проблема серьезнее, чем мы думаем

Антибиотикорезистентные штаммы были обнаружены на зубах медведей, проживавших в лесах Швеции. На портале ScienceMag опубликованы результаты колоссальной работы ученых.

Случайной находкой оказались данные о ДНК с зубов животных. Был изучен материал (налет с зубов) 82 медведей с последующим генетическим анализом. Был выявлен широкий спектр бактерий, являющихся частью орального микробиома. Особенно интересной находкой оказались гены антибиотикорезистентности, которые появились в ответ на присутствие антибиотиков в окружающей среде. Наличие такой особенности тесно связано с появлением в Швеции антибиотиков в 1951 году. Как и бОльшая часть мира, Швеция была охвачена энтузиазмом относительно применения антибиотикотерапии, и застала период хаотичного назначения препаратов, слишком часто и без повода, повсюду: начиная от стационаров, заканчивая фермами. Для справки: к 1970 году в Швеции производилось более 40 000 кг антибиотиков ежегодно.

Данные, снятые с зубов медведей, пролили свет на то, что происходило далее: широкое применение антибиотиков привело к росту числа бактерий, устойчивых к антибиотикам. В период с 1951 по 1970 год бактерии в образцах исчисления содержали в два раза больше генов устойчивости к антибиотикам, чем в исчислении до эры антибиотиков, сообщают исследователи в журнале Current Biology.

«Когда люди начинают использовать антибиотики, они попадают в окружающую среду», – говорит соавтор исследования Катерина Гущански, генетик из Университета Уппсалы.

Она отметила, что медведи служат своего рода мерилом для более серьезной проблемы: устойчивости к антибиотикам, которую Всемирная организация здравоохранения называет “одной из самых больших угроз глобальному здоровью, продовольственной безопасности и развитию”. Повсеместное распространение генов, устойчивых к антибиотикам, может влиять на здоровье человечества, создавая резервуары бактерий, способных выживать даже после самых сильных лекарств.

К удивлению ученых, даже у медведей, живущих в сотнях километров от населенных пунктов, в зубном камне было почти столько же устойчивых к антибиотикам бактерий, сколько у медведей, живущих ближе к людям. Исследование не показывает, как это произошло, но авторы работы предполагают, что сток с фермы мог привести к загрязнению источников воды или голодные медведи могли питаться пропитанной антибиотиками добычей. Что бы ни случилось, это распространилось по всему региону.

У истории с устойчивостью к антибиотикам тоже есть неожиданный счастливый конец. Швеция ограничила использование этих препаратов в животноводстве в 1986 году и начала регулировать продажи антибиотиков для людей и животных в 1995 году. Производство и использование антибиотиков в стране затем значительно сократились. Эта тенденция наблюдается и у медведей: у животных, живших в середине 2000-х годов, было меньше маркеров устойчивости к антибиотикам.

Данная история учит нас тому, что пока еще есть шанс все изменить. Следует особенно ответственно подходить к назначению и ограничению беспочвенного приема антибиотиков, выбирая правильные препараты, дозы и продолжительность приема, а также повышать грамотность населения с целью профилактики нецелесообразного приема антибиотикотерапии.