Вирус Зика заставили напасть на раковые клетки

Пагубное влияние вируса Зика на здоровые клетки головного мозга можно использовать при лечении рака. К этому выводу независимо друг от друга пришли две научные группы из США. Результаты они опубликовали в научных журналах Cell Reports и Cell Stem Cell.

Вирус Зика, пандемия которого охватывает сейчас Южную и Центральную Америки, а также Карибский бассейн, вызывает у заразившихся лихорадку, головную и суставную боль. Однако гораздо более негативно он влияет на здоровье эмбрионов – он замедляет развитие их мозга, в результате чего дети рождаются с очень маленькими головами.

Две научные группы из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) независимо друг от друга пытались узнать о том, какую роль клеточные рецепторы интегрины играют в том, как вирус Зика попадает в клетки человека. Молекулы интегринов располагаются на поверхности клеток и могут участвовать в развитии различных опухолей. Кроме того, они могут служить "дверьми" в клетку для некоторых вирусов.

Разные методы исследования – метод редактирования генома CRISPR-Cas9 и использование антител – указали на важную роль интегрина αvβ5. Ученые выяснили, что именно с его помощью вирус Зика инфицирует клетки человека.

Это означает, что воздействие на гены, которые им управляют, может заблокировать распространение вируса. Исследователи попробовали заблокировать интегрин αvβ5 в мозгу мышей с глиобластомой – наиболее распространенной формой рака мозга, а также в образцах человеческого мозга с тем же заболеванием. В обоих случаях опыты прошли успешно.

Клин клином вышибают

Кроме того, им можно пользоваться для борьбы с другим, гораздо более серьезным заболеванием – раком мозга. "Перепрограммировав" вирус, можно натравить его на раковые клетки, помешав им превратиться в метастазы.

Ученые проверили этот способ на лабораторных моделях мозга, зараженных глиобластомой. Модифицированный вирус Зика успешно уничтожил раковые клетки. "В результате раковые клетки блокируются, их активность затухает", – рассказал руководитель второй научной группы Джереми Рич.

В своей последующей работе ученые планируют выяснить, можно ли теми же способами блокировать не только вирус Зика, но и другие вирусы. Кроме того, сейчас исследователи совершенствуют метод модификации вируса Зика, чтобы использовать его для подавления активности раковых клеток.