Госпитализирован 14-летний мальчик с легкой с лихорадкой, сильной головной болью, заторможенностью, сонливостью и рвотой. Двумя днями ранее родители заметили на ограниченном участке спины слева превращение макулопапулезной сыпи в везикулярную с сопутствующей эритемой. Других симптомов не наблюдалось. Педиатром был заподозрен опоясывающий лишай и назначен ацикловир перорально 400 мг 3 раза в день. Анамнез без особенностей, перенес в первые три года жизни рецидивирующие респираторные инфекции дыхательных путей. В три года заболел ветряной оспой, противовирусная терапия не проводилась.
При поступлении температура тела 37,8°С, общее состояние удовлетворительное. Неврологом выявлены легкое снижение уровня бодрствования и светобоязнь, усиление глубоких сухожильных рефлексов, положительные симптомы Брудзинского и Кернига. Клинический и биохимический анализы крови в пределах нормы. Компьютерная томография головного мозга и электроэнцефалография без изменений. В цереброспинальной жидкости повышенное содержание белка - 95 мг/дл, нормальный уровень глюкозы - 48 мг/дл и лимфоцитарный плеоцитоз 1400 лимфоцитов/мкл; ПЦР выявила 1250 копий/мл ДНК VVZ (вирус варицелла-зостер), отрицательный результат ПЦР на вирус простого герпеса 1 и 2 типов, энтеровирус, цитомегаловирус, вирус Эпштейна-Барра и JC-вирус. В норме иммунологический скрининг на ВИЧ, лимфоцитарные субпопуляции, сывороточные иммуноглобулины и компоненты комплемента С3 и С4, ответ на вакцинацию и анализы на стимуляцию лимфоцитов.
Переведен на внутривенный ацикловир 10 мг/кг 3 раза в день на протяжении 10 дней. Терапия была эффективна, состояние быстро улучшалось: лихорадка исчезла через два дня, неврологические симптомы – через четыре, поражения кожи регрессировали в течение одной недели; пациента не беспокоили ни боли, ни нарушения чувствительности. Учитывая благоприятное течение заболевания, ребенка выписали без продолжения лечения. Результаты магнитно-резонансной томографии сразу после прекращения противовирусной терапии в норме. Контрольное обследование, проведенное четыре недели спустя, не обнаружило никаких симптомов болезни.
Обсуждение
Ослабленный клеточный иммунитет считается основным фактором риска опоясывающего лишая, титр антител остается неизменным или даже увеличивается с возрастом, что объясняет малую распространенность патологии у детей без иммунодефицита.
После ветряной оспы VZV сохраняется в сенсорных ганглиях задних корешков спинного мозга, при реактивации реплицируется по ходу нерва и проявляется везикулезной сыпью на коже. В большинстве случаев этому предшествует «прегерпетическая» невралгия. Сенсорная симптоматика может быть настолько выраженной, что позволяет заподозрить альтернативную причину, например, коронарную ишемию или абдоминальную патологию. Боль и зуд могут как сопутствовать сыпи, так и продолжаться после нее и стать хроническими – «постгерпетическая невралгия». В некоторых случаях боли возникают без поражения кожи.
У описываемого пациента были кожные проявления, обусловленные VZV, боли и нарушений чувствительности не было. Менингит - одно из возможных осложнений реактивации VZV. Отсутствие иммунодефицитных состояний не гарантирует доброкачественного течения заболевания при развитии неврологических проявлений, связанных с реактивацией VZV.