Кристиан Барнард, доктор Сердце


Смейтесь, занимайтесь сексом и ешьте то, что вам нравится! Этот совет давал легендарный хирург Кристиан Барнард, который первым в мире выполнил операцию по пересадке сердца. Подобно профессору Преображенскому, на склоне лет Барнард занялся вопросами омоложения. А еще он давал необычные советы о том, как сохранить здоровье.

Сегодня пересадка сердца превратилась в рутинную операцию. Люди с донорским сердцем работают, женятся, занимаются спортом. И даже, вынашивают и рожают детей. А ведь когда-то такая операция казалась невозможной. Человеком, доказавшим обратное, стал южноафриканский хирург Кристиан Барнард. То, что он совершил более сорока лет назад, стало не просто сенсацией. Решившись на первую в истории пересадку сердца человеку, он открыл новую страницу в медицине. 

Барнард ушел из жизни 15 лет назад. Нынешнему поколению его имя уже ничего не говорит, а между тем многие советы Барнарда сегодня звучат еще актуальнее, чем в его время. Любопытно, что за шесть лет до пенсии знаменитый хирург вдруг оставил профессию. Он объяснял свое решение тем, что ничего нового за операционным столом совершить уже не может. Поэтому теперь его цель — научить людей сохранять здоровье сердца другими, нехирургическими методами. В итоге на свет появилась книга «50 путей к здоровому сердцу». Изложенные в ней рекомендации полезно знать каждому.

Кристиан Барнард начинал как многие другие врачи. Он закончил медицинский факультет на родине, в университете Кейптауна, а затем прошел специализацию по кардиохирургии в США. В1958 году молодой доктор вернулся в ЮАР. При нем были две ученые степени, аппарат искусственного кровообращения и неистребимая уверенность в том, что именно он окажется тем самым хирургом, кому удастся совершить чудо — пересадить сердце живому человеку. 

Тогда Барнарду было чуть более 35 лет. Более тысячи операций на сердце, бессонные ночи, проведенные за книгами, курсы по трансплантации, — все это дало свои результаты. Первой его успешной операцией по пересадке органа стала трансплантация почки в октябре 1967 года. 

Окрыленный успехом, Барнард стал искать пациента, который бы согласился на пересадку сердца. Долго ждать не пришлось. 54-летний польский эмигрант Луис Вашкански, страдавший неизлечимой сердечной болезнью, принял предложение профессора стать первым пациентом с пересаженным сердцем. Других шансов выжить у больного не было. Оставалось только ждать донорского органа, и Вашкански получил его. Сердце было взято у 23-летней девушки, погибшей в автокатастрофе. 3 декабря 1967 года, в половине второго ночи, две бригады хирургов приступили к операции. Через несколько часов кропотливой работы, в половине шестого, пересаженное сердце начало биться. На следующий день Барнард проснулся знаменитым, а первые страницы газет пестрели заголовками, сообщавшими о сенсации в области медицины.

Однако доктора Барнарда в данный момент волновало лишь то, как поведет себя организм по отношению к чужому сердцу. К счастью, оно продолжало работать, причем настолько хорошо, что через несколько дней пациенту разрешили вставать с постели. Но беда пришла с другой стороны — мощные дозы иммунодепрессантов ослабили иммунитет Вашкански. Пациент заболел воспалением легких, от которого не смог оправиться. Восемнадцать дней — ровно столько билось первое пересаженное сердце. Этого было достаточно для того, чтобы операцию признали успешной, но очень мало для самого пациента. 

Тем не менее хирург продолжал работать, несмотря на критику. Вторая пересадка серДца увенчалась более значительным успехом — пациент прожил с новым сердцем 19 месяцев. За десятки лет, прошедшие с момента первой пересадки, хирурги значительно продвинулись в трансплантации сердца. В этом им помогает не только все более точная аппаратура, но и серьезные успехи иммунологов, благодаря которым риск отторжения донорского органа существенно снизился. Сегодня эта операция освоена во всех развитых странах. 

В начале восьмидесятых профессор Барнард решил оставить хирургию и стал уделять больше внимания проблеме замедления старения. Он сотрудничал со швейцарской клиникой, где проводились процедуры по омоложению с помощью инъекций.Размышляя над проблемой сохранения здорового сердца, он пришел к выводу, что его собственная жизнь может служить иллюстрацией того, как можно такое сердце сохранить. 

В 1999 году Кристиан Барнард в содружестве с двумя журналистами написал книгу «50 путей к здоровому сердцу». В ней знаменитый хирург высказал нетрадиционный взгляд на здоровье, отторгнув многие прописные истины. Эта книга, по его словам, должна была научить людей избегать сердечных заболеваний и продлевать полноценную жизнь. Ее страницы полны парадоксов. Так, глава «Питание» начинается со слов: «Плохая новость: от диет толстеют, заболевают, впадают в депрессию. Хорошая новость: чтобы похудеть, вам не нужна диета». 

Питание, по мнению Барнарда, — самый важный фактор в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. «Я люблю овощи и фрукты, к которым меня приучили еще в детстве, но если мне хочется мяса, то я ем мясо. Иногда меня сильно тянет на сладкое. Но при этом я всегда вспоминаю слова моей матери: «Прекращай есть, когда ты еще голоден». Этим советом он пользовался всю жизнь. Также доктор придавал огромное значение смеху. Смех, по его словам, заряжает бодростью, дает силы, столь необходимые организму. Не менее важная составляющая жизни — это стресс. Профессор трижды перенес сильное потрясение, связанное с близкими людьми. «Когда моя вторая жена Барбара развелась со мной, у меня появился еще один болезненный опыт — оказывается, расставание с любимым человеком может вызвать даже больший стресс, чем смерть». 

Барнард добился успеха не только в профессиональной деятельности, но и как литератор. Он издал ряд книг автобиографического характера, написал роман о донорстве. Сразу несколько изданий предложили ему стать ведущим колонки о здоровом образе жизни — и Барнард с удовольствием делился своими мыслями с газетных страниц. Кристиан Барнард умер в сентябре 2001 года во время отдыха на Кипре. И ведь как странно устроена жизнь! Человек, который знал о сердце все, не раз держал этот орган в своей руке и спас тысячи больных-сердечников от неминуемой смерти, сам стал жертвой сердечного приступа.