На распутье. Продажа лекарств через Интернет


Анатолий Тенцер о законодательном и конкурентном ландшафте рынка интернет-торговли лекарствами в России

Тема продажи лекарств через Интернет в последнее время вызывает активные дискуссии на рынке. Сам по себе объем продаж пока невелик (менее 1 % от объема рынка), однако быстро растет (30–50 % в год) и относится к «модной» категории продаж. Масла в огонь дискуссии добавляет неоднозначность применения законодательства, позволяющая различным участникам этого развивающегося рынка по‑разному трактовать правила игры и ­конкуренции.

В этой статье мы попробуем разобраться, что можно и чего нельзя при продаже лекарств через Интернет, какие игроки выступают на этом рынке и каковы возможные перспективы его ­развития.

Dura lex, sed lex

Основополагающую роль, особенно на таком ответственном рынке, как продажа лекарств, безусловно, должно играть законодательство. Специфика товара такова, что за многими строками постановлений стоят человеческие жизни и совершенно недопустимо подвергать их риску ради любых бизнес-­интересов.

Дистанционную торговлю регулирует Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом», в п. 5 которого написано: «Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации». В свою очередь, список товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, определен Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 года.

№ 179 «Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», в котором упомянуты «Лекарственные средства, за исключением лекарственных трав». Таким образом, дистанционная продажа лекарственных средств прямо запрещена действующим законодательством, что делает продажу лекарств через Интернет ­незаконной. Некоторые участники рынка апеллируют к тому, что они доставляют лекарственные средства на основании лицензии на их перевозку. Однако, согласно письму Минздравсоцразвития РФ от 03.02.2012 № 25–1/10/2–855 «О новых требованиях по лицензированию фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств», аптека получает лицензию на перевозку для (п. 3б) «… (при осуществлении самостоятельного вывоза лекарственных препаратов от дистрибьютора либо доставки лекарственных препаратов в обособленные структурные подразделения) …». Иными словами, лицензия на перевозку позволяет перемещать лекарства между лицензированными же местами хранения, а никак не доставлять их ­покупателю.

Возможно, читателя немного утомили ссылки на законы и цитаты из них, но это важно, чтобы понять рамки, в которых должны действовать легальные участники ­рынка. Первый вывод, который мы можем сделать, — продажа лекарств через Интернет противоречит действующему ­законодательству.

Строгость законов российских компенсируется необязательностью их исполнения

Тем не менее интернет-аптеки существуют и особо не скрываются. Видимо, у регулирующих органов просто не доходят руки до воплощения ими же созданных законов. Нужно признать, что этому способствует устойчивый интерес покупателей к Интернету, а также сложность борьбы с нарушениями в этой области — часто найти владельца сайта непросто. Нужно признать, что среди интернет-аптек далеко не все являются недобросовестными. Многие из них, особенно интернет-проекты крупных аптечных сетей, в силу общей высокой культуры своих учреждений вполне безопасны для потребителя. В то же время имеется значительное количество мелких и недобросовестных игроков, которые не соблюдают правил транспортировки, правил работы с рецептами, а зачастую и прямо являются источниками сбыта контрафактной или украденной продукции. В результате, репутация интернет-рынка лекарств устойчиво невысокая. Тем не менее в силу высокого интереса к новому сегменту рынка работа на нем не ­прекращается.

В настоящее время ряд инициативных групп предлагают внести изменения в законодательство, разрешив и регламентировав доставку медикаментов на дом. Изучив имеющиеся предложения, хочется прокомментировать возможные последствия их ­принятия.

Ты хотя мне и подруга, а порядок быть должон

Первым настораживающим моментом является сущес-твенное смягчение к работе с рецептами. Рецепт предполагается либо присылать в отсканированном виде, либо проверять при доставке. Однако, согласно приказу Мин-здравсоцразвития от 14 декабря 2005 г. № 785, (п. 2.6), «При отпуске лекарственных средств по рецепту врача работник аптечного учреждения (организации) делает отметку на рецепте об отпуске препарата (наименование или номер аптечного учреждения (организации), наименование и дозировка лекарственного средства, отпущенное количество, подпись отпустившего и дата отпуска)», а сделать ее на сканированном рецепте не получится. Возможна проверка рецепта при осуществлении доставки, но тогда доставку должен осуществлять не любой курьер, а человек с провизорским или фармацевтическим образованием. Решить эту проблему могла бы инфраструктура электронных рецептов, но ее пока ­нет.

Ночью все кошки серы

Другим последствием легализации доставки станет то, что на рынке появятся очень сложно различимые для потребителя легальные и нелегальные участники. Если сейчас, приобретая лекарство в интернет-аптеке, человек хотя бы понимает, что рискует, то в условиях смешения разрешенных и неразрешенных сайтов он вряд ли сможет оценить свой риск. Мы считаем, что вводить легализацию доставки в условиях недействующих механизмов защиты потребителя, которые сейчас не способны заблокировать даже полностью запрещенные сайты, просто безответственно. Это приведет к появлению большого количества новых незаконных участников, повышению рисков для потребителя, распространению фальсификатов, падению репутации отрасли в целом. Кончиться это может тем, что случится какой‑нибудь громкий скандал, не дай бог, с человеческими жертвами, после чего порядок на рынке наведут по указанию «сверху», и уже не разбираясь, кто прав, кто виноват. Думаю, что большинство участников рынка помнят, как рынок в целом в погоне за прибылью частично утратил внутреннюю ответственность в период «свиных», «птичьих» и иных гриппов, как отреагировало государство, введя регулирование цен, и сколько потом было с этим проблем уже внутри рынка. С интернет-торговлей может случиться то же самое. Я считаю, что отрасль, так плотно связанная с рисками для жизни и здоровья людей, обязана сама соблюдать правила, сдерживающие соблазны, чреватые ­нарушениями.

Это не твой зуб и даже не мой зуб. Это их ­зуб.

И, наконец, стоит поговорить о возможных конкурентных последствиях. Сейчас многие аптечные учреждения считают, что, разрешив доставку, они смогут расширить свои продажи за счет Интернета. Вынужден их разочаровать, этот рынок работает по‑другому. Интернет-аптека с доставкой имеет принципиально иное устройство и требует иных компетенций. Для создания интернет-аптеки не нужно дорогого помещения с хорошим потоком, не нужно товарного запаса и управления ими. Интернет-торговец (даже легальный) поступит иначе. Он лицензирует дешевое помещение, в которое не надо привлекать покупателей. Заказы с сайта можно немедленно перезаказать дистрибьютору, получить утром следующего дня и раздать курьерам. А вечером — получить деньги и рассчитаться с очень короткой отсрочкой, получив выгодные входные цены. Обычная аптека не способна конкурировать с подобной специализированной организацией и достаточно быстро рынок будет захвачен именно ими. Это совершенно другой бизнес, и он неизбежно приведет к оттоку покупателей от традиционных аптек. Конечно, кто‑то из них может создать свою аналогичную организацию, но это будет совершенно другая ­организация. Среди сил, лоббирующих разрешение доставки, сейчас есть компании, которые надеются после разрешения привлечь инвестиции и создать федеральный сервис интернет-торговли. Понятно, что сейчас никто из серьёзных инвесторов не готов вложить в нелегальный бизнес значимые деньги. В случае реализации такого сервиса он станет прямым конкурентом имеющихся аптек, перетягивая на себя часть продаж. Причем конкуренция с ним потребует компетенций, которых у аптек сейчас ­нет.

Резюмируя, можно отметить, что разрешение доставки в текущих условиях грозит отрасли значительными репутационными рисками и возможным переделом аптечного рынка не в пользу существующих его ­участников.

Даже если вас съели, у вас есть не меньше двух выходов из ситуации

Возможным решением описанных проблем может служить сервис apteka.ru, ­который:

Интересно, что для «Катрен» нет никаких организационных или логистических проблем получить розничную лицензию и осуществить доставку, заказы все равно собираются и даже доставляются во все районы города, где их можно передать курьерам, но позиция нашего проекта заключается в том, что он обязательно должен включать в себя аптеки, которые являются нашими клиентами и с которыми мы хотим не конкурировать, а ­сотрудничать.

С точки зрения аптеки, основной сложностью нашего сервиса является сниженная наценка, однако альтернативой является потеря покупателя и вообще любой ­наценки. В то же время мы не против честной конкуренции и согласны поддержать легализацию доставки, но при соблюдении следующих ­условий:

Появление таких организаций позволит удовлетворить спрос и в сегменте покупателей, которым обязательно нужна доставка на дом и которые (или страховые компании) готовы за него платить, поскольку доставка неизбежно приведет к росту стоимости ­заказа.

В итоге хотелось бы сказать, что ситуация вокруг интернет-торговли лекарствами действительно непростая, как и на любом зарождающемся рынке, и только совместные действия его текущих участников могут обеспечить развитие без вреда для отрасли и ее ­клиентов.